Решунова Евгения Сергеевна

  Программа воспитательной работы

в 5 –х классах

      В  настоящее   время   происходит  крушение   всех   нравственных   идеалов, осуществляется   натиск  «агрессии»  массовой    культуры   на   художественный    мир  школьников. Поэтому    главной  целью  воспитания  должно  быть формирование  национального  самосознания,  возрождение   общечеловеческих   гуманистических     ценностей,  понимание   роли  своего   Отечества   в   мировом   историческом  процессе.
     Программа воспитательной работы в 5 –х классах  составлена с учётом возрастных особенностей учащихся 11-12 лет, психологических, социометрических исследований и анкетирования учащихся.
      Параллель 5-х классов состоит из трёх ученических коллективов, разных по учебным способностям и  интересам. Следовательно, необходимо  учитывать эти особенности при составлении программы, общей для параллели, с тем, чтобы развитие учеников было разносторонним. Поэтому  выделены мероприятия, которые проводятся  в классе и готовятся классным руководителем с учётом особенностей конкретного коллектива, и мероприятия, которые являются общими для всей параллели. Кроме того, запланированы сквозные проекты, которые реализуются в течение всего учебного года.

      Программа реализуется в три этапа:
     I этап:   установление   классным   руководителем  контактов  с  детьми,  диагностирование  личности  каждого  ребенка,  формирование   гуманистических    межличностных   отношений   через   полезную  творческую  деятельность.
     II этап: усиление  психолого-педагогической   помощи   детям  и  подросткам  в  процессе   включения   их  в  активную  жизнь   на  основе  принципов,  позволяющих    воспитать   образовательную,  социально   активную,    нравственно    и   физически     здоровую    личность. 
     Ш этап: провести     корректировку  способов    педагогического     воздействия   на    личность,  усилить    внедрение   положительных    качеств,  оценивая   и     преодолевая    негативные   результаты проведенной  воспитательной   работы.

     Цель программы: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
Базовые тезисы для оптимальной реализации  данной цели воспитания: основой правильного воспитания является опора на нравственные ценности, выработанные опытом предшествующих поколений, овладение культурой своего народа, терпимость и толерантность по отношению к представителям других культур, взаимное уважение и принятие.

Задачи программы:
1. организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников, атмосферу школьной жизни, отношения между членами микрогрупп;
2. развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;
3. содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
4. вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
5. создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в управлении школой;
6. воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Основные принципы построения воспитательной программы:
• оптимальность, эффективность;
• точное целеполагание, конкретность;
• информационность, открытость;
• принципы здравого смысла и обратной связи;
• демократизм, гуманизм;
• дисциплина и порядок;
• стимулирование, вознаграждение и поощрение инициативы.
Приоритетные направления воздействия на его личность:
1. познай себя как личность интеллектуальную, гуманную, духовную, свободную и творческую через формирование ценностного отношения к себе и другим;
2. найди себя как человека – гуманиста, таланта, творца, труженика через освоение ценностных ориентиров, позиций и опыта поколений, через овладение различными умениями во внешкольной деятельности;
3. реализуй себя как социально мобильный субъект – товарищ, друг, член семьи, член общества, гражданин великой страны – через становление социально активной личной, гражданской позиции.

Принципы воспитательной работы:
    1. Личностно-ориентированные:
• целостное развитие (физическое, интеллектуальное, духовное);
• психологический комфорт (атмосфера раскрепощенности, уважения, успешности, достижения поставленной цели);
• адаптивность (“Школа – мой дом!”).
    2. Культурно-ориентированные:
• смысловое отношение к окружающему миру;
• опора на культуру как на основу мировоззрения;
• толерантность;
• целостная картина мира. 
    3. Деятельностно-ориентированные:
• овладение деятельностью (целеполагание, контроль, опора на самостоятельное развитие);
• креативность.

Предполагаемый результат: повышение уровня социальной комфортности в коллективе, индивидуализация образовательной деятельности.

Итогом воспитательной работы в рамках реализации Программы предполагается:
Воспитание  высоконравственных,  образованных, творческих,  здоровых  детей, умеющих  и  желающих  проявлять  заботу  друг  о  друге,  коллективе,  семье,  Отечестве  с  целью   улучшения   себя   и  окружающей   жизни. У  каждого   ребенка   должны  быть  сформированы   следующие  ценности:
• активная  социокультурная  жизнь;
• личное  и  национальное  достоинство;
• общекультурная  и национальная  компетентность;
• культура  семьи.

Содержание деятельности:
    1. Диагностика интересов учащихся, внутренней и. внешней среды классного   коллектива (классный руководитель использует метод наблюдения за коллективом в ходе специально организованной совместной деятельности); 
      2. Организация общения, взаимодействия в коллективе;
      3. Коллективные творческие дела (формула КТД: думаем, какое дело; организуем; проводим; анализируем итоги)  

 Формирование личности воспитанника класса.
1. Интеллект.
Информационная база знаний, полученных в результате обучения в школе, должна сопровождаться рядом мыслительных способностей:
• критичностью,
• гибкостью,
• способностью к рефлексии,
• самостоятельностью, широтой и глубиной мышления,
• способностью самостоятельно получать новые знания, находить им применение,
• способность овладевать общеучебными умениями и навыками (ОУУН), пользоваться ими в учебной и внеучебной деятельности.
2. Креативность.
В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности. Классному руководителю необходимо уделять особое внимание стимулированию детской активности, творчеству.

3. Нравственные ценности.
Изучение общепринятых норм поведения в мире, в стране, в учебном заведении, культурных ценностей исторического прошлого обеспечивают внешнюю нормированность нравственного поведения учащегося. Формирование внутренней этической нормированности осуществляется посредством выработки рефлексивного отношения к себе в соответствии с этическими идеалами: гуманизмом, патриотизмом, интернационализмом, честностью, справедливостью, ответственностью, уважением к окружающим людям, чувством собственного достоинства, милосердием. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделять национальной культуре, традициям русского народа.

4. Коммуникативность.
В связи с необходимостью адаптации к изменяющимся условиям социума воспитанник должен обладать следующими коммуникативными навыками:
• готовностью к сотрудничеству;
• способностью к пониманию другой личности, к сопереживанию;
• готовностью оказать помощь;
• доброжелательностью;
• тактом.
5. Здоровье.
Экологическая ситуация в мире нестабильна, влияние наркотических средств, алкоголя, никотина на молодой растущий организм губительно, возможности приобретения этих веществ расширяются, несмотря на деятельность правоохранительных органов – общество не справляется с этими проблемами. Мы видим задачу воспитания, в связи с вышеперечисленным, в профилактической работе, в формировании у школьников следующих установок:
• потребности в здоровом образе жизни;
• неприятия негативного влияния окружающих;
• умения управлять своими эмоциями, здоровьем (психическим, физическим);
• стремления к укреплению, совершенствованию своего здоровья.
6. Саморегуляция поведения.
Важной характеристикой личности является способность учащегося к саморегуляции поведенческих реакций, к самоорганизации своей жизни, умение планировать свою и чужую деятельность, иметь и отстаивать свои убеждения, реализовывать свои проекты. Для этого необходимо сформировать следующие качества личности: целеустремленность, инициативность, организованность, ответственность, самостоятельность, чувство долга, дисциплинированность, самоконтроль.

Показатели эффективности:
1. Отсутствие серьезных конфликтов в коллективе.
2. Доброжелательное поведение детей.
3. Положительные отзывы о детях других педагогов.

4. Владение учащимися коммуникативными навыками.

  1. Классный час «Учимся быть толерантными»
  2. Серебряный век русской культуры
  3. Методическая разработка интегрированного урока
  4. Углич -жемчужина Волги

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»