Программа формирования универсальных учебных действий

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

в МОУ СОШ №7

     Программа формирования универсальных учебных дейст­вий на ступени начального общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет тради­ционное содержание образовательно-воспитательных про­грамм и служит основой рабочих учебных программ.

     Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершен­ствованию. Всё это достигается путём как освоения обучаю­щимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного прис­воения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соот­ветствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

     Программа формирования универсальных учеб­ных действий для начального общего образования МОУ СОШ №7 устанавливает ценностные ориентиры начального обще­го образования; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном воз­расте; выявляет связь универсальных учебных действий с со­держанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начально­му и основному общему образованию.

 

 

     4.1. Ценностные ориентиры начального образования

     Введение ФГОС второго поколения  привело к изменению приоритетов в образовании, воспитании и развитии личности младшего школьника. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни.  Происходит переход от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения. Этот переход обусловлен сменой ценностных ориентиров образования.

     Актуальными являются проблемы формирования основ гражданской идентичности личности, психологических условий развития общения, сотрудничества, развития ценностно-смысловой сферы личности, умения учиться, самостоятельности, инициативы и ответственности личности.

     Мы считаем, что высокий уровень саморазвития личности, может быть достигнут при условии эффективной работы по формированию общих учебных умений у младших школьников.

 

     4.2. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования

     Повышение роли общих учебных умений в развитии учащихся приводит к необходимости изменения технологий обучения. Наиболее эффективными для решения задач формирования общих учебных умения являются технологии, в основу которых положен деятельностный подход.

     Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и  интереса к учебе.

     В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности - мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.

     При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделенной (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).

     Понятие «универсальные учебные действия»

     В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

     Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

 

     Функции универсальных учебных действий:

                        обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

                        создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

 

     Виды универсальных учебных действий.

     В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

            Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

                        Регулятивные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

     Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

                   самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

                   поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

                   структурирование знаний;

                   осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

                   выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

                   рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

                   смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

                   постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

                   моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

                   преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

                   анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

                   синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

                                           выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

                   подведение под понятие, выведение следствий;

                   установление причинно-следственных связей;

                   построение логической цепи рассуждений;

                   доказательство;

                   выдвижение гипотез и их обоснование.

     Постановка и решение проблемы:

       формулирование проблемы;

       самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

     Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

     К коммуникативным действиям относятся:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

     Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития,  соответствующий «высокой норме»), и их свойства.

     Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:

  • из общения и сорегуляции развивается способность ребенка регулировать свою деятельность;

  • из оценок окружающих и, в первую очередь, оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения;

  • из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются  познавательные действия ребенка.

     Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

     По мере становления личностных действий ребенка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.

     Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.  Высокий уровень  универсальных учебных действий эффективно влияет на формирование базовых компетенций, поэтому  мы  классифицировали УУД  по базовым компетенциям, ядром которых являются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные действия.

     4.3 Содержание универсальных учебных действий

Ключевые компетентности

Умения

Инструмент

Форма оценки

1. компетентность решения проблем

·       умение видеть сильные и слабые стороны результата, своей деятельности,

·       умение получать дополнительные данные, выбирать метод для решения,

·       умение уточнить формулировку задачи,

·       умение выдвигать и проверять гипотезы,

·       переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичными условием,

·       умение выявить и использовать аналогии,

·       оценить продукт деятельности на основе критериев,

·       сформулировать вывод о соответствии полученного продукта замыслу,

·       сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта,

·       выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности,

·       умение планировать решения задачи, определять ресурсы,

 

Учебные и проектные (межпредметные, разновозрастные)  задачи;

 

 

Коллективное  решение в малой группе, публичное  представление результатов работы, экспертная  оценка действий каждого члена группы с помощью эксперта, на основе специально разработанной экспертной карты;

 

2. учебная (образовательная) компетентность

·  умение подбирать необходимые задания для ликвидации проблем в обучении

·  умение осуществлять свободный выбор продукта предъявляемого «на оценку» учителю, классу

·  умение назначать самостоятельно критерии для оценивания

·  умение оценивать свою работу по заданным критериям

·  умение находить образцы для проверки работы, сопоставлять свою работу с образцом

·  умение определять для себя сложность задания (осуществлять адекватный выбор)

·  умение видеть (определять) ошибкоопасные места (возможные ошибки) при решении практической задачи

·  умение определять объем заданий, необходимых для решения проблемных зон в обучении

·  умение осуществлять простейшее планирование своей деятельности

·  сознательный выбор заданий разного уровня трудности, материала для тренировки и подготовки творческих работ

·  определение причин своих и чужих ошибок и подбор из предложенных заданий тех, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки

·  высказывание предположений о неизвестном, предложение способа проверки свои гипотез, инициирование поиска и пробы известных (неизвестных) способов действий

·  оценивание задачи (ситуации) как подходящей под данный способ действия или выходящий за границы способа

·  доопределение и переопределение задачи в конкретных условиях

·  умение определять границы собственного знания/незнания

 

Организация и выполнение  домашней самостоятельной  работы

Итоги рефлексии  учащихся выполненной  самостоятельной работы, анализ  самостоятельной  работы учителем, сопоставление оценки школьника с оценкой  учителя.

3. информационная компетентность

·       правильное выполнение действий в соответствии с заданной инструкцией

·       нахождение в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос

·       чтение простейших графиков, диаграмм и таблиц, содержащие информацию об объектах и процессах

·       представление результатов данных в виде простейших диаграмм и таблиц

·       использование сравнения для установления общих и специфических свойств объектов, высказывание суждений по результатам сравнения

·       умение классифицировать объекты на основе заданного (или назначенного) параметра

·       устное описание объекта наблюдения

·       умение рассказывать несложный текст по плану

·       составление простейшего плана несложного текста для пересказа

·       определение главной мысли текста, нахождение в тексте незнакомых слов, определение их значения разными способами

·       правильное, осознанное чтение (про себя) простого научно-популярного текста (независимо от скорости)

·       умение формулировать прямые выводы, заключения на основе фактов, имеющихся в сообщении (тексте)

·       умение интерпретировать и обобщать информацию сообщений

·       различение точек зрения, выраженных в тексте

·       вычитывание информации из текста, различая описания фактов и явлений и их объяснение

·       умение отсеять лишние "зашумляющие" данные и умение видеть дефицит данных

·       умение выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи

·       умение находить в сообщении информацию, заданную в явном или неявном виде

·       умение выбирать способы получения информации

·       умение планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы

Проектные задачи, проекты, трехуровневые задачи

Решение задач и их балльная оценка

4.Коммуникативная компетентность

·       умение понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления

·       умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования ( в том числе пробы общения в сети Интернет)

·       умение презентировать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других)

·       владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решение учебно-практических задач

·       умение вести и участвовать в дискуссии

·       умение проводить интервью

·       умение выступать с мульти-медиа сопровождением

·       создание текста-рассуждения, обосновывающего свою гипотезу или вывод из опыта

·       создание текста-описание проведенных наблюдений и опытов

·       формулирование собственного мнения в понятной для собеседника и аудитории форме

·       умение создавать объекты со ссылками и иллюстрациями, графические схемы, планы, видео и аудиозаписи

·       умение создавать сообщения различной природы (устные, письменные тексты)

Организация группового взаимодействия, устных и письменных дискуссий, написание творческих работ, сочинений, создание презентаций

Публичное  предъявление  результатов, экспертная оценка взрослых и школьников

5. Компетентность взаимодействия

 

·      умение договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе и в ситуации конфликта и столкновения интересов

·      умение инициировать и осуществлять сотрудничество со сверстниками

·      умение инициировать и осуществлять сотрудничество со взрослым (учителем)

·      учет и координация различных мнений в общении и сотрудничестве

·      проявление интереса к различным точкам зрения

·      учет или использование другого мнения отличного от своего.

Организация группового и межгруппового  взаимодействия в учебном процессе и социальной практики

Экспертные суждения  и оценка

 

 

     4.4. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

 

     Формирование описанных  универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся, детализируется в конкретной образовательной информации

  

     На ступени начального общего образования имеет особое значение обеспечение при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического мышления и наглядно-образного, знаково-символического мышления, исключающее риск развития формализма мышления, формирования псевдологического мышления.

Каждый учебный предмет раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Предмет

Содержание универсальных учебных действий

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Русский язык

формирование познавательных действий, формирование логических действий анализа, сравнения, умение писать и читать, слушать и говорить, пользоваться русским языком в различных ситуациях общения,

формирование коммуникативных и регулятивных действий формирование логических действий анализа, сравнения, формирование «языкового чутья», использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие  выделять необходимую систему ориентиров);

умением организовать  процесс планомерно-поэтапной отработки  предметно-преобразовательной деятельности, осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;

формирование коммуникативных и регулятивных действий формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий

Формирование и регулятивных действий, формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий

Литературное чтение

 эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения,

умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

 

ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков, умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения

смыслообразования через прослеживание «судьбы героя», основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан; умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации, соотнесения и сопоставления  позиций, умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

 

Иностранный язык

 

коммуникативные действия,

развитие произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;

развитие письменной речи;

формирование ориентации на партнера, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнера;

формирование гражданской идентичности личности, преимущественно в ее общекультурном компоненте,  доброжелательные отношения,

коммуникативные действия, коммуникативную культуру, речевое развитие на основе формирования обобщенных лингвистических структур грамматики и синтаксиса;

умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать свое мнение в понятной для собеседника форме, уважение интересов партнера, формирование гражданской идентичности личности, преимущественно в ее общекультурном компоненте и доброжелательные отношения,

коммуникативные действия, коммуникативную культуру, речевое развитие на основе формирования обобщенных лингвистических структур грамматики и синтаксиса;

умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать свое мнение в понятной для собеседника форме, уважение  и толерантность к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

Математика и информатика

последовательность действий по решению задач, анализ текста задачи, составления плана решения проблемы, осуществление плана,

моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий, аксиоматику, формирование элементов системного мышления,

установление отношений между данными и проблемой,

составления плана решения проблемы,

Систематизация  и структурирование знаний, замещение, кодирование, декодирование, перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств, установление отношений между данными и проблемой,

моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, проверка и оценка результата, рефлексия собственной деятельности

Окружающий мир

формирование основ исторической памяти,

формирование действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов  и создания моделей);

 

формирование российской гражданской идентичности личности,

формирование действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений , свойств объектов  и создания моделей); формирование действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов  и создания моделей

 

формирование целостной научной картины природного и социо-культурного мира, отношений человека с природой, обществом, овладение  начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;

формирование действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов  и создания моделей);

формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

формирование российской гражданской идентичности личности, формирование основ исторической памяти - умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях народов России формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

 

Изобразительное искусство и музыка

 

Замещение  и моделирование  в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социо-культурного мира.

Формирование логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений, формирование гражданской идентичности личности, толерантности, формированию эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения, способствуют развитию позитивной самооценки и самоуважения учащихся.

Замещение и моделирование  в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социо-культурного мира.

Технология

Использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий

Моделирование и планирование,

использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий

использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие  выделять необходимую систему ориентиров);

умением организовать  процесс планомерно-поэтапной отработки  предметно-преобразовательной деятельности, осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;

использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие  выделять необходимую систему ориентиров);

умением организовать  процесс планомерно-поэтапной отработки  предметно-преобразовательной деятельности, осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;

Физическая культура

развитие умений планировать, регулировать свои действия,

развитие взаимодействия, ориентация на партнера, сотрудничество и кооперация в командных видах деятельности, формирование умений планировать общую цель и пути ее достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнера и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»